Консультация для родителей ФОП «Федеральная образовательная программа»
Как у нас было раньше
Дошкольному образованию в нашей стране больше ста лет, за это время оно претерпело ряд значительных изменений, но кое-что оставалось неизменным: все программы дошкольного образования разрабатывались именитыми авторами-экспертами — педагогами дошкольного образования (а не просто педагогами) и детскими психологами. Программы опирались на многолетних научных исследованиях, а также проходили апробацию в течение многих лет.
Так, среди самых значимых программ, которые существовали и успешно применялись во всех детских садах страны, стоит выделить Типовую программу (на ее разработку ушло больше 5 лет, принятую еще в 1984 году, в состав авторов которой входил один из основоположников детской психологии Александр Запорожец, а также «Программу воспитания и обучения в детском саду» 1985 года под редакцией Маргариты Васильевой. Впоследствии именно на основе этих двух программ были созданы многие современные комплексные программы дошкольного образования.
В 2013 году были приняты ФГОС, и все программы нужно было привести в соответствие с ними. С того времени началась новая веха дошкольного образования в России. На данный момент в Навигаторе образовательных программ дошкольного образования — 21 наименование. Многие из этих программ успешно реализуются в детских садах, а самая популярная — программа под редакцией Николая Вераксы «От рождения до школы», по которой и работал наш детский сад.
Цель новой Федеральной программы — создать единое «образовательное пространство» с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России.
ФОП это норматив, который был разработан с целью реализации нескольких функций:
-создать единое федеральное образовательное пространство для воспитания и развития дошкольников;
-обеспечить детям и родителям равные и качественные условия дошкольного образования на всей территории России;
-создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;
-воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО, этот документ рассчитан на дошкольное воспитание детей разных возрастных групп:
- с рождения до года (младенческий период);
- от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период);
- от 3 до 7 лет (дошкольный период).
Образовательная программа дошкольного образования разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования. Содержание и планируемые результаты разработанной образовательной организацией образовательной программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования.
п 1.7 Было ФГОС ДО является основой для разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования
Стало ФГОС ДО является основой для разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования
п 2.5 Было Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ
Стало Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и ФОП ДО
п 2.6 Было Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области)
Стало Содержание ООП ДО должно обеспечивать физическое и психическое развитие ребенка в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления обучения и воспитания (далее – образовательные области)
Ключевые изменения во ФГОС ДО:
п. 2.6: перечень образовательных областей не изменился, однако расширено и конкретизировано содержание образовательных областей
п. 2.7: частично изменен перечень детских видов деятельности на этапах младенчества, раннего и дошкольного детства
п. 2.10: уточнено, что содержание и планируемые результаты ООП должны быть не ниже содержания и планируемых результатов ФОП ДО
п. 2.11: уточнено, что содержательный раздел Программы должен включать описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, Федеральной образовательной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
п. 2.12: указано, что обязательная часть программы должна соответствовать ФОП ДО, и может оформляться в виде ссылки на ФОП
п. 3.2.9: максимально допустимый объем образовательной нагрузки приведен в соответствие с действующими СанПиН
п. 4.6: включены целевые ориентиры образования в младенческом возрасте, а также расширены целевые ориентиры в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования
Итак, два документа приведены в соответствие и теперь, Федеральная образовательная программа, соответствует ФГОС ДО.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован 28.12.2022 № 71847):
«Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1. Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами.
2. Создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО, ориентированного на приобщение детей к традиционным нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
3. Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проведения. «Федеральная программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – ДОО, и планируемые результаты освоения образовательной программы».
Особенности структуры ФОП ДО
Структура ООП ДО: целевой, содержательный, организационный разделы
1. В целевом разделе:
- Пояснительная записка: цель, задачи, принципы, подходы к формированию Программы
- Планируемые результаты реализации Программы
- Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
В содержательном разделе:
Задачи и содержания образования (обучения и воспитания) по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
- Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы;
- Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- Способы и направления поддержки детской инициативы; Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;
- Направления и задачи коррекционно-развивающей работы.
- Содержание коррекционно-развивающей работы на уровне ДОО;
- Федеральная рабочая программа воспитания.
2. В организационном разделе:
- Психолого-педагогические условия реализации Программы ;
- Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы;
-Кадровые условия реализации Программы;
- Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах;
- Федеральный календарный план воспитательной.
ООП ДО разрабатывается и утверждается как было сказано выше ОО самостоятельно
Обязательная часть: не менее 60%. Составляется на основе: ФГОС ДО и ФОП ДО. С учетом: авторских технологий и методик, линейки пособий к комплексным авторским программам дошкольного образования
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная): не более 40%. Выбор содержания и технологий ориентирован на специфику: инонациональных, социокультурных, и иных условий, в т. ч. региональных; сложившихся традиций ДОО или группы; выбора авторских парциальных образовательных программ дошкольного образования; выбора форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ОО в целом.